Ждать
Выставка о том, как запутываются, распутываются и сплетаются нити времени

Ткачество, шитье и вышивка издавна ассоциируются с темой времени и ожидания перед лицом неизвестности. Мифологические парки, Пенелопа, тоскующая по Одиссею, безымянные русские вышивальщицы и кружевницы. Ожидание — это нить, протянутая из прошлого в будущее.
Список участников
Виктория Ушакова
(Пермь)
Ушакова Вика родилась в 1994 году, в городе Киров. В 2016 году окончила Вятское художественное училище имени А.А. Рылова, в этом же году поступила в г. Пермь, в УФРАЖВиЗ Ильи Глазунова на отделение «Живопись».

Во время студенчества активно принимала участие в различных городских и краевых выставках, организованных Пермским отделением Союза художников России: «Осенний вернисаж» (2020 г.), «Сезонные биоритмы» (2021 г.) и др.

В 2020 году представляла город Пермь на всероссийском молодежном форуме «Таврида» (Крым), посвященному академической и современной живописи. Также приняла участие в международном фестивале «Арт-Пермь» в 2022 году в рамках выставочного проекта «Неспортивное проведение» и всероссийской выставке «Молодые художники» в г. Оренбург.

В своем творчестве отдает предпочтение социальной, в частности детской теме, экспериментирует с материалами и техниками.

Ссылка: https://vk.com/glazkorovki

Богема средней полосы
Серия тканых коллажей, 2022 г.

1. «Потолок желаний»
Знакомая с детства люстра обнищала и потеряла зубы, ей в этом социальном государстве осталось лишь надеяться на закинутые красные трусы, что принесут финансовое счастье.


2. «Жор ночной»
мы будем простые пельмешки есть золотыми вилками, чтобы люди видели, знали — мы можем себе позволить!
чё мы, хуже? у нас еще и айфон в кредит есть, кстати, во как.



3. «Грустный праздник»
здесь хотела словить некую ассоциацию на двадцатый век, чтобы бутылки - вожди и народ - бокальчики, и все это в хороводе простой жизни, поэтому в основе - мешковина, как признак этой простой жизни, но она с черной квадратной дырой, которая как бы вбирает в себя и войну, и голод, и все самое страшное, что познал человек в двадцатом веке.
Ольга Головешкина
(Москва)
Художник-график. Родилась, живет и работает в Москве. Окончила истфак МГГУ и графический дизайн в ИнОБО. С 2015 года проиллюстрировала более 20 книг. С 2018 года приняла участие более, чем в 20 групповых художественных выставках. В 2021 году провела 2 персональные выставки.

Ссылка: http://olyaart.tilda.ws
Призрачное
Шерсть, нити, бумага, акрил, цветные карандаши, лак, поталь, ткань. Основа - пакет из «Пятерочки», зашитый в ткань,
29.7 × 42 см, 2022 г.

В работе мне хотелось показать трансформацию, соотношение хрупкости и времени, реальности и её отсутствия.

За основу взято реальное помещение цеха Красного на Винзаводе с его характерными колоннами. Оно вышито толстыми нитками для вязания и дополнено тканью с цветами от старой наволочки, которая по структуре похожа на марлю. Это пространство напоминает привидение.

Растущие розовые вышитые грибы трансформируются в нарисованные карандашом. С одной стороны, они становятся более видимыми, с другой стороны, - более хрупкими. Вышитое - история, нарисованное - будущее. Как в фильмах про постапокалипсис - растения прорастают сквозь город.

В здании летают нарисованные дроны. Они реальны, хрупки и тоже скоро канут в Лету. Они - настоящее, которое уходит.

Самое реальное здесь - фантастический зверь, глядящий на прошлое, настоящее и будущее из этого болота или реки. В какой-то степени он олицетворяет душу. Он свободен от пола, национальности. У него есть крылья. Он светлый.

Если смотреть на работу с археологической точки зрения, то сначала исчезнет бумага. Точнее, та ее часть, которая не покрыта лаком (дроны и грибы). Затем уйдет тонкая ткань и тонкие нити. Останется вышивка на пакете. Потом и она исчезнет.

Насколько зверя спасет лак и поталь - неведомо. С точки зрения ожидания его судьба самая загадочная.
Лидия Ерохина
(Пермь)
БИО И ССЫЛКА
Дорога Домой
Все мы чего-то ждем.

Ждем, когда вырастем. Ждем, что начнем свою, самостоятельную жизнь. Ждем, что все будет хорошо. Человек по своей природе всегда мечтает о чем-то и всегда ждет, что это произойдет.

И вот когда мы вырастаем, и мное из ожидаемого достигнуто, мы вдруг оборачиваемся назад. Нам иногда хочется стать снова маленькими, прижаться к родителям и не думать ни о чем. Погрузится в воспоминания, ощутить тепло вещей, окружавших тебя в детстве.

Текстиль несет в себе воспоминание. Мы помним свои детские наряды, потому что нравились себе в них. Помним одежду родных, потому что были счастливы рядом с ними.

Переработка текстильных вещей в яркие коврики известна всем с детства. У всех дома или в деревне на даче были такие. Мамы и бабушки резали старые вещи на полоски и вязали из них кружочки и квадраты. Вещи получали новую жизнь и дарили нам не только тепло, но и воспоминания. Эмоции вплетались в эти яркие коврики вместе с полосками из старой одежды. И такой эмоциональной связи нельзя достичь другими средствами.

Текстильная инсталляция «Дорога Домой» - это мои впечатления от полета в гости к родителям. То лоскутное одеяло, которое мелькает под крылом самолета, наполнено ожиданием встречи с родными. Летишь и смотришь в иллюминатор, ждешь, как увидишь близких, как перешагнешь порог родного дома. А за стеклом под крылом мелькают облака взбитыми подушками. А еще ниже - одеяло земли из разных кусочков воспоминаний.
Елена Алексеева (Alpha_Vita)
(Нижний Новгород )
Современная художница с архитектурным образованием и 13-летним опытом в каллиграфии, которую преподает с 2014 г.

В 2021 г. окончила арт-школу «Среда обучения» по специальности «Арт-менеджмент» под руководством Анны Буали. Занималась в мастерских Авдея Тер-Оганьяна и Арсения Жиляева. Проходила обучение каллиграфии в классах у таких мастеров, как Denis Brown, Yves Leterme, Brody Neuenschwander, Massimo Polello.

Работа «Предчувствие» - в шорт-листе коллекции «Якитория» при поддержке MSCA 2021 г.
Гран-при и статус представителя России в Milan Fashion Days 2020 за коллекцию одежды с каллиграфией «Стихия чувств» в коллаборации с модельером В. Лангас.
Шрифт на основе скорописи Sapiens отмечен дипломом победителя «Современная кириллица», 2014 г.

Ссылка: https://calligraphyclass.ru/residence
Арт-объект «Лучшие годы»
Фанера, аэрозольные краски, искусственный мех, 54х24х7см, 2022 г.

Еще недавно эта работа была бы ироничной: «Я отдала тебе лучшие годы!». Вознести прошлое на пьедестал, сотворить из него кумира и поклоняться – как это противоречит современной повестке жить здесь и сейчас!

Но теперь появилась подсветка с другой стороны: а будут ли у нас еще лучшие годы? Может быть, розовые и мягкие воспоминания – это все, что у нас есть сегодня? И только остается, что подходить иногда и поглаживать их, вздыхая? Ждать новых встреч и надеяться на лучшее.
Дарья Юрищева
(Сыктывкар)
Родилась в 1986 году в Сыктывкаре (Республика Коми). Жила в Москве с 2003 года. В сентябре 2022 г. уехала из России.

В начале своей карьеры работала финансовым журналистом, до 2014 года писала тексты для изданий «Коммерсантъ» и «Интерфакс».

Но я всегда хотела заниматься искусством. После того как я ушла из редакции, я начала рисовать и пробовать анимацию. Сейчас я пытаюсь снимать независимые анимационные фильмы с современной феминистской и антиколониальной оптикой.

В своих работах я исследую вопросы коллективной исторической памяти через призму личного опыта, травм и потерь. Меня беспокоит мобильность идентичностей, мифология корней. Я исследую особый характер личной истории, истории моей семьи и других наследственных аспектов в истории нашей страны.

Ссылка: https://michanyvka.wixsite.com/daria-yurishcheva
Карельская азбука (Karielan alfavitta)
Документальная анимация, 3 минуты, 2022 г.

Фильм создан в рамках школы документальной анимации «Рудник».

В работе «Карельская азбука» я исследую семейную историю и мифологию своих корней. Моя бабушка была карелкой, о чем я узнала лишь несколько лет назад. В фильме я пытаюсь воссоздать историю своей бабушки (я никогда её видела, потому что она умерла в год моего рождения). И через личный сюжет прорастает история целого народа - тверских карел, пострадавших от советских репрессий.

Я работала в экспериментальной технике, частично покадрово вышивала анимацию, частично имитировала вышивку с помощью проволочных расшитых фигурок. Материальность ткани, нитей - важный медиум для попытки сохранения карельского наследия и метафора хрупкости этих нитей.

Karjal:

Fil'ma on luajittu «Rudnik» dokumentaanimacijan školašša.

Täššä «Karielan alfavitta» ruavošša mie ožutiin kuin mie tiijuššiin oman perehen istorijan da omiin juuriin mifologijan. Miun buabo oli kariela, tämän mie tiijuššiin moni vuotta ennen. Fil'mašša mie tahon ožuttua oman baubon istorijan, žentän čto omua buabuo mie nikonža en nähnyn, händä ei liennyn vuodena, konža mie šynnyin. Niin oman s'užetan kautti rubieu nägömäh tverinkarielaziin rahvahan istorija, kumbazet muokkuačettih Sovietan repressijoista.

Mie ruavoin eksperimental'noissa tehnikašša, vähäzen kirjual'l'iin, vähäzen ombeliin. Materjat da langat sluužitah täššä šuurena aziena šäilyttiässä karielan perellienie da vielä ollah kuin metaforat näillä rapakkahilla langoilla.
Корчагина Екатерина
(Москва)
Родилась в 1981 г. в Москве. Живёт и работает в Москве и Королёве. Начала свой путь
живописца в мастерской Александра Гудкова. В 2010 году сделала живопись своей
основной профессией.

«Страсть к живописи и эскапизм в моём творчестве выдаёт истинного вдохновителя моих работ –
моего внутреннего ребёнка. Я являюсь его главным представителем и ассистентом. Показать его
наивными глазами действительность и прошлое – моя главная художественная задача. Я
стремлюсь подзаряжать людей чистой энергией детства, творчества, вдохновением, страстью к
жизни и теплотой воспоминаний. На мой взгляд, живопись - это уникальный инструмент, который
помогает заглянуть в свой внутренний мир через картину».

Ссылка: www.korchagina-art.com
Окно в Лето
Холст, занавеска, бисер, нити, акрил, масляная пастель, 130х110 см.

В серии работ «Отпечатки воспоминаний» я ставила целью привести «за ручку» свои самые счастливые моменты прошлого в реальный мир, в своё настоящее, где я смогу прикоснуться к ним в самом прямом смысле этого слова… зачем?

Когда страшно и тревожно, мне всегда хочется опереться на то, что у меня уже было, хочется почувствовать себя маленькой девочкой - заплакать и уткнуться в мягкий бабушкин живот. А она погладит своей шершавой рукой и пригласит на кухню - будет
ухаживать за мной… и вот я снова ни за что не отвечаю, мне просто хорошо, и я уверена, что со мной всё будет супер отлично с таким надёжным и заботливым взрослым. И впереди - солнечное тёплое лето и вся жизнь, которой нет конца. Сейчас особенно хочется таких ощущений.

Тепло яркого утреннего солнца сквозь занавеску и пробуждающий запах пирожков с зелёным луком и яйцом у бабушки на даче теперь живут в реальном мире - у меня дома.

Вера Керинская
(Калуга)
Био, ссылка
Автопортрет
Хлопок, хлопковые и шерстяные нити, 2021 - 2022 гг.

Мой автопортрет обо мне и о времени, о моем дыхании и моем движении. Будь я спокойна или встревожена, радостна или полна лирики, воодушевлена или опустошена, - в любом состоянии я сажусь за вышивку. Вышивать - это и приводить мысли в порядок, и вести разговор с собой, и даже разговор с другими, это и молитва, это и ожидание, и встреча одновременно, ведь каждый стежок собирает время и продолжает его, запуская новый и новый шаг в будущее, в вечность, если хотите.
Ирина Синичкина
(Москва)
В 1998 году закончила Институт Современного Искусства, мастерскую журналистики, где прослушала полный курс истории искусств. В последние годы писала сценарии для ВГТРК «Культура».
С 2016 профессионально занимаюсь искусством. Освоила и переизобрела на свой манер американскую технику
rughookihg. Авторскую версию этой техники я назвала Тряпичная лапша. Создаю картины-ковры из старой одежды. Член ТСХР секции Декоративно-прикладного искусства. Живописи обучалась у художника Василия Флоренского.

Ссылка: https://naive-museum.ru/2020/12/тряпичная-живопись-ирины-синичкиной/
Самсон копит силы. Ждет. Его волосы отрасли.
Мешковина, текстиль, старая одежда, 2022г.

Редкий случай, когда все есть уже в названии.
Позволю себе напомнить, история такая: Герою Ветхого завета
Самсону Господь дал чудесные волосы и заключил в них всю силу его. И сражался непобедимый Самсон с врагами Израиля.
Фелистимлянка Далила, вражеская шпионка, опоила и остригла
беднягу. Враги ослепили его, пленили, и все такое. Но волосы
Самсона отросли и он всех врагов поубивал.
Скульптор Сергей Тимофеевич Коненков в фигуре Самсона видел образ скованного народа и изображал его во всех своих работах по русскому космизму.
Я хотела показать момент ожидания, в котором мы все зависли
прямо сейчас. При этом каждый наделяет точки ожидания своими надеждами.


Оксана Афанасьева
(Тверь)
Мультидисциплинарная художница. Родилась в Твери в 1987 г., живет и работает в Москве.
Окончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию А.Л. Штиглица и «Свободные мастерские» MMOMA.

Работает с текстильными объектами, вышивкой, керамикой.
Создательница бренда посуды и предметов интерьера «About people ceramic» (с 2019 г.)

Основная тема моего искусства – человек, его эмоции, переживания, воспоминания. Через свои работы я погружаюсь в изучение внутреннего в человеке: как работает сознание, эмоции, откуда возникают страдания, что такое жизнь и смерть. Заглянуть в мир неосязаемого - вот моя цель.
Искусство для меня – это способ лучше понять себя, окружающий мир. Это способ задать вопросы и найти на них ответы.

За основу своих работ я беру свой травмирующий опыт: детские травмы, ментальные переживания, болезненные воспоминания, которые я заново проживаю через создание инсталляции или скульптуры, ищу причины этих «ран», тем самым преобразуя это в новый позитивный опыт.

Ссылка: @oxana_afanasieva_art
Когда я вырасту - стану деревом
Платье, нитки, фотографии, ветви, 120х60 см, 2022 г.

Маленькое детское платье с фотографиями. На нем вышит лежащий человек, это наш предок, из которого ветвится дерево. Мы прорастаем от наших предков, уходим туда глубоко корнями, но расти можем в своём направлении.

Мир меняется, условия жизни становятся другими, нас формируют другие события, и то, что было актуально тогда и для тех людей, для нас сейчас уже не является таковым. У каждого из нас - свои цели, не зависящие от тех, которые было принято иметь в нашем роду.
На фотографиях - детские портреты моих родственников, друзей и некоторых незнакомых мне людей, которые доверили свои фото для этого проекта.
Дети на кончиках веток - послание о том, что каждый из нас может расти и ветвится в любом направлении, куда ему вздумается, обрести свою природу и следовать ей.
И здорово, если мы будем получать в этом поддержку от старшего поколения и давать ее своим детям, позволять им быть собой, быть теми, кем им хочется быть.
Алина Гомбац
(Ярославль)
Родилась в 1988 г. в Ярославле, живёт и работает в Москве. Работала дизайнером в рекламной компании и ведущим концепт-художником в сфере
разработки компьютерных игр.
В 2020 году открыла студию современного ткачества Yves Boho, где создает авторские работы и
проводит обучающие воркшопы.

Я пришла к искусству через арт-терапию. В качестве основного вида творчества выбрала
текстильный медиум как наиболее сенсорный и медитативный.
В своих работах комбинирую природные материалы (лен, хлопок, рафия, сизаль),
а также экспериментирую, сочетая текстиль с «холодными» материалами (латунная проволока, бетон, стекло и др.).
Главный интерес - побудить зрителя к рефлексии и привлечь к медитативному искусству.
Дать чувство спокойствия и тишины.

Ссылка: @yves.boho
Оберегая душу
Латунная проволока, хлопок, сизаль, пальмовое волокно, шерсть мериноса, 2022 г.

Этот проект посвящен трудному времени - периоду потерь и приобретений, утраты смыслов и длительного поиска своей целостности.
За этот период, чтобы сохранить свой внутренний мир, я стала создавать метафорический кокон, будто бы оплетая себя теплыми нитями веры. Кокон, который погружал меня в минуты тишины, оберегал и давал мне чувство безопасности и вневременности.
Я построила крепкие латунные цепи как фундамент своего «я» и рельефные стены, сотканные из моего опыта. Я построила свой храм.
Идея проекта - напомнить о хрупкости и о ценности нашего внутреннего мира. О том, как важно в трудные часы жизни строить защитные оболочки, оберегающие душу.
Елена Иванова
(Зарелье)
Я мультидисциплинарная художница. Живу и работаю в деревне Зарелье Новгородской области.
В марте 2022 года после болезни проснулась другим человеком (в буквальном смысле) и осознала, что я художник.
Творческий путь в современном искусстве начала с создания абстрактных фактурных картин. Потом стала использовать в своих работах вторсырье: ткань, пластик, жестяные банки, ржавые железные предметы.
С июня 2022 года приняла участие в 10 групповых выставках/проектах.
География разнообразна: Москва, Санкт-Петербург, Париж, Челябинск, Балаклава.
Я называю свой стиль «интеллектуальный треш-арт» и в основном создаю абстрактные фактурные картины, арт-объекты и инсталляции. В августе 2022 провела свой первый перформанс. Уверена, что не последний.
Искренне верю в то, что современное искусство отражает время. Всё, что сейчас происходит в стране и мире, находит отклик в моём творчестве.

Ссылка: https://elenaivanova.site
Держись, детка!
Металл, ткань, нити, 58х41см, 2022 г.

Ожидание ребёнка. Иногда это легче, иногда тяжелее.
Что-то тянет, сводит, напрягается внутри…
И тогда слова «Держись, детка!» становятся моей мантрой.

Считаю дни и недели. День прошёл - хорошо.
Ещё на один шажок ближе к ПДР - предполагаемой дате родов.
О! Вот и первое шевеление. Словно рыбка вильнула хвостиком и запустила круги по воде.
Привет, детка! Держись, всё будет хорошо!

Через пару месяцев прислушиваюсь к несмелым толчкам и опять говорю:
Детка, прошу тебя, только держись!
Время за нас. Всё разрешится наилучшим образом.

Семеня, как пингвин, по скользкому льду зимой.
Ворочаясь среди груды подушек в душной комнате летом.
Я посылаю только один сигнал.
Держись, держись, детка!

Недели тянутся бесконечно, но я не тороплю события.
Могу немножко поныть о том, как мне тяжело.
И тогда моя мама скажет мне: «Держись, детка»!

Думаю, эти слова сейчас актуальны практически для любого человека.
Нам всем надо держаться, правда?
Наталья Ершова
(Москва)
Родилась в 1988 году в Москве, выпускница факультета журналистики РГГУ. Училась в авторской школе Суховеевой Елены и Виктора Хмеля в 2016-2017 гг. Окончила ДокДокДок в 2020 г. Окончила ИСИ
в 2022 г.

Ссылка: https://nataliaershova. photographer.ru
Поднимается ветер
Черно-белая вышивка крестиком, паспарту, рама, 50 х 30 см, 2022 г.

Я вышиваю свой реальный вид из окна (сфотографировала вид и переложила на схему), а не декоративные картинки, как это обычно принято в вышивке крестиком. С одной стороны, вышивка - это традиционно женское искусство, с другой - я создаю концептуальную работу, показывающую реалии современного мегаполиса с его видами, вечной мглой и «стеной тепла» (оазис тепла, который создает микроклимат городов. В среднем температура в городе на 3 градуса выше, и это меняет климат и экосистему). Сейчас вышивка помогает снять стресс и дождаться лучшего времени, когда поднимется ветер перемен.
Светлана Мухина
(Орёл)
Сочетание несочетаемого, эксперименты с фактурой, цветом, формой, объединение и согласование частей в целое при помощи путей-нитей и точек-стежков - так я могу охарактеризовать свои работы. Я работаю с обрезками тканей, использую лоскуты бывшей в употреблении одежды, меня вдохновляет то, что из НИЧЕГО я создаю образы и истории.
Одной темы, объединяющей все мои работы, нет, их несколько – это и идентификация себя в этом мире, женские образы, метафизика, космос, животные, птицы, растения. Подчас концепт работы рождается только на выходе, когда ты уже видишь, что сотворил, но может быть и в обратном порядке. Создание работы начинается с попытки гармонизировать хаос и предания ему смысла. Из кучи обрезков я интуитивно выбираю те, в которых меня привлекает цвет, тактильные ощущения или форма. Часто сознательно я не смотрю на свою работу в целом, пока она еще не готова, держа себя в неведении до конца.

Ссылка: @svetlanamuhinak
Все
Текстиль, бисер, пайетки, 2022 г.

Работа о своём внутреннем мире, уголке где-то в глубине себя (и в тоже время что-то далёкое) где ты пытаешься спрятаться, куда ты пытаешься вернуться и постоянно ищешь к нему дорогу-путь.
Анастасия Безвершук
(Красноярск)
Родилась в Казахстане, в 1994 году переехала в Россию. В 2010 году закончила сибирский федеральный университет, специальность "художник-педагог". Некоторое время работала в образовании, одновременно делая свои художественные работы. Сейчас я куратор и художник в Музейном центре "Площадь Мира". Мои произведения есть в коллекции музея и у частных коллекционеров.
Автопортрет
Цианотипия на ткани, вышивка, бисер, 45Х45см, 2021 г.

Однажды, в детстве, я тонула в бассейне. Я медленно шла на дно, время замерло. Я видела только голубую воду бассейна и блики, играющие от света, попадающего на воду. Это произвело на меня впечатление и дальше раскрылось в сериях работ, где Мир, ушел под воду, словно Атлантида. Я использовала фотографию как фиксацию момента, который был, но в доли секунды стал прошлым.

Лета Добровольская
(Москва)
Училась в Абрамцевском художественно-промышленном училище имени В. М. Васнецова, затем окончила Московский государственный университет печати имени И. Фёдорова и Московский институт современного искусства «База».

Художница, арт-директор, куратор, организатор творческих институций: художественного объединения «Сироп», школы современного искусства «ЛАН». Сооснователь artist-run-space центра «Красный».

Номинант на премию Кандинского в 2015 году.
Номинант на государственную премию в области современного искусства «Инновация» в 2016 году.

Ссылка: @letanezima
Композиция из объектов «Ждать – это смотреть на звезды»
Дерево, холст, вышивка, 2020 - 2021 гг.

Ждать. Что можно делать, когда чего-то ждешь? А что если это что-то – не что-то конкретное, а состояние, время или событие?

Ждать – это смотреть на звезды, вглядываться в неизведанное и безграничное.

Понимать всеобъемлющий космос и самую суть вещей. Ведь все мы частицы, вращающиеся в водовороте событий, которые ищут свой путь, дающий нам смысл в жизни и самоопределение.

Вышивка как прием дает мне ощущение приземленности и важности настоящего момента. С каждым стежком ощущение спокойствия обволакивает тело, и сам становишься проводником этой энергии вовне.

Ждать – это работать над собой и пространством, изнутри проводить нить спокойствия и осознанности во внешнюю реальность.
Ольга Молявко
(Клинцы)
Родилась в 1995 г. в городе Клинцы Брянской области. Училась в МАХУ (бывш. памяти 1905 года) по специальности дизайн среды. В 2022 окончила факультет графики и искусства книги МГАХИ им.В.И.Сурикова.
Меня всегда восхищала свобода обращения с цветом, свобода композиции и трактовки форм в абсолютно любых объектах народного творчества, будь то архитектура, текстиль или керамика. В частности набивные ковры, сделанные моей бабушкой, спровоцировали меня на работу с текстилем. Я намеренно не делаю эскизы, чтобы сохранить свободу и дать проявиться бессознательному. Весь процесс создания работ чистая импровизация. Какие-то бытовые мотивы перемежаются со сказочными образами, куда вдруг вплетаются когда-то увиденные герои, возникают приемы, которые невозможно было продумать заранее. Кроме того, в своих коллажах я использую только обрезки и остатки старых материалов, что во многом способствует выбранному принципу работы.

Ссылка: https://www. behance.net/oyogide929c
Дом

Текстильный коллаж, вышивка, 110х110 см., 2020 г.

Баба Мотя, Катя, дед Мишка, дядя Володя, мама, дядя Лёня, тётя Галя, Рома, Люда, Я — мы все сидим в нашем деревенском доме, которого давно нет, как нет и бабушки, деда и дяди Лёни. Кажется, мы никогда и не собирались таким составом в этом доме. Но для меня эта работа — попытка воссоединиться и компенсировать отсутствие близости между самыми родными людьми. В работе использованы сохранившиеся ткани из бабушкиного дома. Старый текстиль как свидетель смены поколений приобретает роль проводника между ними.

В детстве я много времени проводила в деревне, и мне дорога память о доме, о той культуре, в которой я выросла. Старики верили, что после ухода на тот свет они встретятся со Христом и со своими родными. В это верю и я. Поэтому «Дом» — это ожидание встречи, возможность сохранить память о дорогих мне людях и вещах, связанных с ними.
Постелька стелёная
Текстильный коллаж, вышивка, 30х35 см., 2022 г.

Когда мы с сестрой были маленькие, бабушка научила нас молитвенному стиху. Мы читали его всякий раз, когда ложились спать:

«Постелька стелёная
Местечко крещёное
Ангелы по боках
Матерь Божья в ногах
Иисус Христос в головах.
Ангелы Хранители
сбрежите спать до полночию
Пречистая Матерь
до белого свету
Иисус Христос
до конца веку.
Аминь»
Рушник (автор Матрёна Молявко)
Тканое полотно, кружево, вышивка, 120х45 см, 1970-е гг.

Рушник, сделанный моей бабушкой, — как точка отсчета в моей работе с текстилем. Она важна для меня как древнее ремесло, занятие моих предков, которое я продолжаю в ином формате.
Лена Ярулина
(Набережные Челны)
Родилась в Набережных Челнах, сейчас живет и работает в Москве.

В своих работах сочетаю коллаж, вышивку, графику и печать.
Для меня наиболее интересны старые материалы: журналы прошлых лет, лоскуты ткани, старые фотографии.

Я преследую идею случайной красоты, знакомство с которой полностью зависит от тебя самого. Это могут быть обшарпанные стены, или разлитая во дворе краска, или разбросанный мусор в случайной удачной цветовой гамме. Коллаж позволяет в полной мере обуздать эту случайность и вдохнуть жизнь в то, что не было никем замечено или было забыто.

Дом - моя крепость, дом мой - тюрьма.
Холст, акрил, пигменты, коллаж, вышивка, текстиль, 50х70см, 2022 г.

Эта работа о чувстве дома. Когда ты привязан к своему месту, потому что чувствуешь безопасность. Когда тебе сложно его покинуть, потому что какая-то неведомая сила не даёт тебе этого сделать. Когда ты ощущаешь это место как самое любимое, родное и близкое, но при этом как будто оно берёт тебя в тиски, сжимается вокруг тебя и не отпускает. Как будто дом – это крепость, дом – это тюрьма. Работа выполнена с идеей длинного плана, так как с домом связано множество событий и состояний. Разные материалы подчёркивают эту многослойность, а вышивка и текстиль выступают как связующее звено. Вышивка требует времени и терпения, чтобы ничего не повредилось, осталось прежним, но при этом в новом контексте. Как сейчас, - когда многим приходится покинуть дом, придумать новую жизнь и остаться собой в новом контексте.
Виктория Кокорина
(Москва)
Я работаю с темой отвергнутого и маргинального знания, с темой угасающих следов памяти и забвения как своеобразной территории, на которой происходит переход в зону невидимого через смерть, обесценивание или фрагментарность данных.

Меня интересует трансформация, создающая новую субстанцию и смыслы. Я обращаюсь к наследию архаичной крестьянской вышивки Русского Севера, дагестанской, среднеазиатской вышивки в контексте современного искусства. Особым свойством артефактов этого рода является «стертость» и искажение изначальной интенции, анонимность авторов.

Я ощущаю народную вышивку как систему, обладающую свойствами живой материи. Так же как в органических процессах, в вышивальных канонах есть стандарт на уровне вида и вероятность сбоев, мутаций в индивидуальных воплощениях, повторы и вариации, деградация и развитие, в которых легко ощутить то, что французский философ Анри Бергсон называл жизненным порывом.

Ссылка: @magtelt_la_belle
Мадонна в гроте. Серия «Escape»
Лен, хлопок, вискоза (бархат), полиэстер, шелк, стеклярус,
93x155 см, 2021 г.

Серия «Escape» — это размышление о различных способах репрезентаций растений в человеческом сознании. Эти репрезентации представляют собой своеобразный континуум — от научных исследований в области анатомии, физиологии, антропологии природы и семиотики, по которым можно составить представление об удивительных стратегиях
выживания, свойственных автотрофам, до нарративов, связанных с мифологией растений, в которых отношения с растениями опосредованы магией, являются частью особого мироощущения, внутри которого такой контакт кажется естественным, а растения представляются существами, наделенными сознанием. В последнем случае меня особенно интересуют русские рукописные травники XVIII века и иконография русской крестьянской вышивки.
Агния Шаньгина
(Черевково)
Родилась в 1990 году, живет в с. Черевково Архангельской области. В 2013 г. окончила Сыктывкарский государственный университет по специальности «Народно-художественное творчество». Работает
с текстилем и деревом, вдохновляясь сюжетами народной северной росписи и деревянного зодчества.

Ссылка: https://vk.com/lionhome
День постный
Текстиль, шитьё, 2022 г.

Старый дырявый платок, щепотка бисера, горсть сушеной рябины, чуток стародавних пайеток, что зря добру пропадать?
Круглый стол, хлеб, соль, рыба. Общая трапеза, кошки наши всегда у стола, ждут.
День постный. Ожидание Пасхи.
Ксюша Пилипецкая
(Санкт-Петербург)
Родилась в 1991 году в Хабаровске. С 2011 года живу и работаю в Санкт-Петербурге. В 2020 году окончила Школу искусства в городской среде при Музее стрит-арта. На данный момент учусь в Школе молодого художника в Про Арте.
Мультидисциплинарная художница, исследую проблематику частного опыта, вынося его в публичное пространство.


Ссылка: @ksushapilipetskaya
Я стираю тебя
Текстиль, 2022 г.

1. Я стираю тебя.
Я забочусь о тебе: стираю, глажу, ухаживаю за тобой. Мы одно целое. Я берегу тебя.
Я люблю тебя.

2. Пришло время прощаться.
Я стираю тебя – из памяти, из своей жизни, ты - отжившее, ты уже не сможешь быть со мной. Мне очень жаль, что так вышло, но тебя больше нет.

3. Я остаюсь голой, абсолютно уязвимой.
В моменте, где старого уже нет, а нового нет ещё.
Есть ожидание. Я жду.
Дарья Гончарова
(Санкт-Петербург)
Междисциплинарный художник, дизайнер интерьера.
Живет и работает в Санкт-Петербурге. В проектах часто обращается к партиципаторным практикам. Работает в области mixed медиа, а также живописи, графики, керамики, текстильных инсталляций и вышивки. Сооснователь студии дизайна и архитектуры «WRIGHT FORM»
Родилась в Самаре в 1993 году. Окончила Самарский Государственный
Архитектурно-строительный университет в 2015 г. С 2016 года активно принимает участие в образовательных акселераторах, лабораториях и резиденциях. С 2022 г. обучается в Институте современного искусства Иосифа Бакштейна.
В 2017 году реализовала кураторский проект групповой выставки «Авангард. Новая интерпретация» в Доме Архитектора в Самаре.
В 2018 году совместный проект городских инсталляций Дарьи Гончаровой, Дмитрия Новикова и Дмитрия Храмова вошел в топ-100 по версии Министерства строительства РФ.

Весной 2021 года стала участником партиципаторного инклюзивного проекта «Такт» от Фонда «Четверг», в итоговую выставку которого вошла часть большого проекта «Незнакомство», посвященного проблеме социальных коммуникаций.
В 2021 году совместный проект Дарьи и Новикова Дмитрия вошел в тройку
финалистов конкурса на концепцию арт-объекта для Наро-Фоминской Шелковой фабрики.
В 2021 году часть проекта «Миры i[i]» была показана на групповой выставке в залах Новой Третьяковки в Москве, после чего в 2022 г. состоялась персональная выставка проекта в Самаре. С 26 октября 2022 г. откроется персональная выставка части проекта в музее-резиденции «Арткоммуналка, Ерофеев и другие» в Коломне.

Работы Дарьи были представлены в галереях в Берлине, Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Самаре.

Ссылка: @ejikovich
Часть большого проекта «Миры i[i] под названием «Текстильные страницы»
названия самих работ в отдельности соответствуют номеру «Страница 1» - «Страница 12»

В данном проекте «Миры i[i]» я осмысляю феномен библиотеки как некую капсулу, замкнутую систему с точками входа. Как «вторая реальность» она воспринимается двояко: с одной стороны как институт, способствующий социализации, с другой, - как некое место отчуждения, уединения.

Библиотечные миры в этом проекте для меня выступают и как материал для исследования, и как аллегория особого ритуала приобщения к месту, социальной памяти, обретению собственной идентичности. Место, в котором возможно соприкоснуться с тысячами чужих жизней, мыслей, следов.
Вторая линия проекта - отмеченная выше тема отчуждения, уязвимости перед остальным миром. Архив, как и человек, уязвим, если с ним не обращаться бережно. Поэтому библиотека создает особые условия для использования фонда, так же как общество создает свои социальные нормы.

В своем проекте я работаю с текстом, архивами и библиотечными данными, а также найденными предметами.
Более года я собираю данные из разных библиотек Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Выборга, Коломны.

С этими данными я работаю в формате симуляции документов (графика), а также в формате текстильных страниц, которые по завершении станут текстильной книгой.
Процесс создания книги подобен процессу шитья. Он требует времени и терпения, но также и структуры, так как конструкция продумывается заранее.

Текстильная книга для меня - не только набор образов библиотеки, но и документ, сопровождающий данный проект. В нем собраны ключевые понятия, выноски, заметки на полях и пояснения.

Экспонирование данной книги на данный момент происходит постранично, таким образом от выставки к выставке можно наблюдать нарастающую процессуальность данного объекта.
Алина Киселева
(Магнитогорск)
Родилась в 1986 году в Магнитогорске. Окончила факультет изобразительного искусства и
дизайна Магнитогорского государственного университета. Живет и работает в Магнитогорске.

Современный живописец, график, фотограф, автор объектов и инсталляций, в своих
проектах комбинирует различные формы современного искусства. Номинант премии им. Сергея Курехина в 2021 году.

Избранные персональные выставки:
2022 г. «Духи боятся цвета», галерея «На Каширке», Москва, Россия
2021 г. «Место страха", галерея «Синара Арт», Екатеринбург, Россия
2017 г. «Village», арт-центр Антарес, Сиппола, Финляндия
2017 г. «Цвет белого", арт-центр «Пушкинская-10», Санкт-Петербург, Россия.

Ссылка: @alinakiseleva_art
Забвение
Холст, масло, акрил, лак, 2022 г.

Исчезновение, деформация - слой за слоем время стирает события и образы, изменяет прочность материалов. Детали перестают быть значимыми, утрачиваются, вместо них на передний план выходит общее ощущение, иногда туманное и текучее.

Память символична, она несет следы и отпечатки прошлого, иногда шрамы, она чувствительна и связана с вечным.
Ксения Воскобойникова
(Санкт-Петербург)
Художник и педагог из Санкт-Петербурга. В художественной практике обращается к экспрессии, отображению и изучению состояний через живопись, графику, скульптуру, перформанс, digital art. Автор метода «Творческий поток».

Ссылка: @k_art_ spb
Календарь
Шелкография на ткани, тираж 5 шт.
Размер 100х160 см.

Экспрессивное рисование – способ передать эмоции и ощущения от происходящего. Наши ощущения – сложные сами по себе, в своей форме и взаимоотношении эмоций.

Эксперимент 30 дней каракулей – это исследование, которое рассказывает о том, что даже простые графические линии, нарисованные одним и тем же маркером, ежедневно могут быть очень разными и говорящими. Я взяла один цвет, одинаковые листы и в течение 30 дней создавала экспрессивный рисунок. Иногда мне приходил образ конкретной формы, иногда я шла от телесных ощущений, от движения рук.

Я помещаю результаты этого эксперимента в прототип 30-дневного календаря, чтобы посмотреть на эмоции, события одним месячным нарративом. Рассматривать его, находить новые связи и закономерности. Это трансформация привычного календаря от разметки событиями и встречами — в эмоциональный срез месяца.
Дарья Неретина
(Москва)
Выпускница кафедры художественной керамики МГХПА им. Строганова (2012), Института проблем современного искусства (2014) и Школы современного искусства
«Свободные мастерские» (2016). Резидент первого сезона проекта «Открытые студии» Фонда
поддержки современного искусства «Винзавод» (2017–2018 гг.). Участница многочисленных
групповых и персональных выставок на российских выставочных площадках, среди которых
Московский музей современного искусства, Еврейский музей и центр толерантности, Фондовая
оранжерея Главного ботанического сада РАН, Фонд культуры «Екатерина» и другие. Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Живет и работает в Москве.

Ссылка: https://dneretina.ru
Укрытие
Бархат, вышивка бисером, фарфор, дерево, 180х75см, 2019 г.

Белый цвет в европейской культуре - символ чистоты, свежести, невинности, искренних ожиданий. Двойственность этого цвета состоит в том, что скрыть малейшие дефекты поверхности на нем почти невозможно - они моментально становятся заметны, выходят на передний план, но в тот же момент этот цвет окутан такой мистической аурой, что за ним можно спрятать почти что угодно.

Светлые ткани желтеют со временем, но эта благородная желтизна меня как раз привлекает, она выводит истинный возраст материи на передний план, как бы становится цветом седины, цветом истинного времени, своеобразными годовыми кольцами материала.

Невероятно притягательна тактильно поверхность бархата, она так и манит прикоснуться к ней, спрятаться в прохладных складках, в серебре холодного мерцания. Но что за ней? В случае работы с вышивкой - шрамы швов, узелков и ниток, а спереди, с лицевой стороны все мерцает цветными вспышками бисеринок, сложными взаимосвязями вышитых переплетений. Получается, что нарядность подачи может быть не только отвлекающим моментом, а самодостаточной единицей. Так бархатное полотно становится укрытием, местом максимально безопасным для меня и моих художественных практик.
Полина Коваль
(Москва)
Российская художница. Родилась и выросла в Москве, год прожила в Грузии.
Создавая одежду, предметы и инсталляции, она выращивает собственный мистический сад, как переживание внутреннего и отражение внешнего. Через свои работы Полина исследует повторяющиеся темы, такие как религия, женственность, одиночество и противоречие между нашей реальностью и волшебным миром.

Ссылка: @kovalpolina
Карта моих воспоминаний.
Город, в котором меня не было
Пряжа, дерево, 2022 г.

Времени нет, и я не знаю, где я. Все повторяется.
Время - это уверенность в завтрашнем дне.
А что делать, если не знаешь час, день недели,
время года и суток?
Потеряться легко и нужно.
Только дерево помнит.
Я расскажу о городе, где меня не было.
Дарья Дмитриева (Москва)
Родилась, живет и работает в Москве. Культуролог, автор культурных проектов, куратор, художник, преподаватель. Участник выставок. Работает в смешанных техниках.
Поцелуй дементоров
Смешанная техника. Текстиль, пластик,
гипс, металл,
2022 г.
Не пропустите ничего нового!
Подпишитесь на нашу страницу ВКонтакте, чтобы узнавать обо всем первыми!